Тема коммунальных платежей всегда актуально в любом уголке России: не существует ни одного региона страны, где бы полностью отсутствовала задолженность по таким платежам у граждан. Высокий процент неуплаты коммунальных платежей связан не только с недобросовестностью владельцев квартир, но и с непредставлением полной информации управляющих компаний своим клиентам. Стоит рассмотреть основные проблемы коммунальных платежей в России и найти пути их решения.
Для начала необходимо устранить все неясности в отношениях между компаниями, предоставляющими коммунальные услуги, и гражданами, их потребляющими. Для этого необходимо оказывать такие услуги на договорной основе – сторонам необходимо заключить договор, в котором будут указаны весь перечень поставляемых услуг, размер платы за них, порядок и сроки их уплаты. Заключение подобного договора уже на психологическом уровне означает понимание гражданами ответственности за принятые условия и обязательства, таким образом снижая уровень просрочки уплаты коммунальных платежей.
Мерой урегулирования споров между гражданами и поставщиками коммунальных услуг можно считать создание комиссии по урегулированию таких споров на уровне муниципальной администрации. Комиссия может играть роль своеобразного фильтра, который был бы призван урегулировать конфликты, проводить беседы с должниками и принимать меры по взысканию задолженностей; давать разъяснений гражданам по поводу получения социальной помощи от государства. Комиссия по урегулированию коммунальных споров могла бы принимать нормативные акты в сфере жилищного законодательства и контролировать деятельность коммунальных служб и управляющих компаний.
Контроль государства за тарифами
Со стороны государства необходим контроль за ростом уровня стоимости коммунальных услуг, а также предоставление малоимущим гражданам субсидий для оплаты таких услуг. Так же необходимо заняться демонополизацией сферы сбора жилищно-коммунальных услуг: необходимо минимизировать дополнительные расходы по оплате таких услуг, а также добиться от управляющих компаний ясности в представленных гражданам квитанциях. Население должно четко представлять, кому и за что платит; неясности в составлении квитанций по оплате услуг являются одним из первоочередных факторов возникновения споров между собственниками квартир и коммунальных служб.
Существует возможность предложения населению альтернативных способов возмещения задолженности по коммунальным платежам: работы по уборке домов и прилегающих территорий, по озеленению площади дома. Необходимо на этапе введения таких способов просчитать объем работ и их стоимость, а также обеспечить желающих необходимым хозяйственным инвентарем.
Одним из способов ликвидации существующих задолженностей по коммунальным услугам у населения является при социальном найме жилья сдача части квартиры в аренду нуждающимся (например, одну комнату изолированную). Также в таких правоотношениях у нанимателей существует возможность обменять жилую площадь на другую, меньшую по площади, перекладывая таким образом бремя оплаты задолженности на муниципальные органы.
Крайне мерой борьбы с неплательщиками коммунальных услуг является прекращение их предоставления. В таком случае у должника возникает не только обязанность в краткие сроки погасить долги, но и позаботиться о возобновлении взаимоотношений с управляющими компаниями.